Ложь во все времена считалась одним из пороков человека, признаком его безнравственности. С этим может согласиться любой, кто хотя бы раз становился жертвой обмана или делал неприятное открытие, что знакомый человек является лжецом.
Однако в отношении детской лжи психологи занимают другую позицию, рассматривая ее как абсолютно естественное явление. Более того, детская ложь является признаком того, что у ребенка нормально развиваются речь и воображение.
Новорожденный не может быть лгуном. Младенец также не лжет, хотя бы потому, что его речевые возможности ограничены. В каком же возрасте дети начинают лгать? Для того, чтобы лгать, необходимо как минимум уметь выражать свои мысли словами. С этой точки зрения трудно ожидать лжи от ребенка младше 3 лет. Но владение речью - это не единственный навык, необходимый «лгуну». Уже ни для кого не является секретом, что мышление ребенка и его восприятие мира качественно отличается от мышления и восприятия взрослого. Например, до определенного возраста ребенок убежден в том, что все его желания и потребности известны родителям. Это явление получило название «феномен стеклянного сосуда», поскольку ребенок чувствует себя «прозрачным», с ясными всем намерениями, мыслями и планами. И вот наступает момент в жизни маленького человечка (примерно в 3-4 года), когда он совершает «великое открытие»: он вдруг догадывается, что мама не знает того, что происходит в ее отсутствие. И если ребенок предполагает, что мама может его наказать, узнав, что происходило, пока ее не было в комнате, то он попробует соврать. Первая ложь слишком наивна и очевидна. Ребенок использует ее скорее для того, чтобы исследовать границы своих возможностей в отношениях с родителями. Поэтому ложь в этом возрасте - это скорее игра, в которую ребенок играет снова и снова. Здесь еще и речи быть не может о намеренном введении в заблуждение. Грани между выдумкой, добавлением от себя и преувеличением обычно стерты, фантазии и вымысел переплетаются. До трех лет не существует различия между детьми, у которых впоследствии развивается или не развивается качество лживости, оно появляется только в 4-5 лет.
Итак, ложь - это не трагедия, а неизбежный этап в развитии ребенка. Согласившись с психологами, важно не остановиться на этом. Закономерно возникает вопрос, а что делать? Общий ответ: выбрать такой способ реагирования, чтобы это поведение не закрепилось, а склонность ко лжи не превратилась в устойчивую черту характера.
Прежде всего, врага нужно «знать в лицо». И родители должны хорошо понимать, что такое ложь, в отношении которой необходимо предпринимать воспитательные воздействия. Разделяют ложь и фантазии. И то, и другое имеют мало общего с реальностью. Но, в отличие от игры воображения, ложь всегда нацелена на получение какой-то выгоды. Фантазеры привирают совершенно «бескорыстно», реализуя таким образом свою склонность к фантазированию. Это может означать, что у ребенка живой, любознательный ум. И такую замечательную способность необходимо развивать и поощрять. Можно присоединиться к малышу и пофантазировать вместе с ним. Общение с ребенком поможет лучше понять его желание мечтать, создаст основу для взаимного доверия и духовной близости.
Если ребенок лжет постоянно, то стоит задуматься о причинах или мотивах, которые побуждают его к такому поведению. Психологи выделяют различные мотивы детской лжи. Но родителям прежде всего следует задуматься над тем, что поведение ребенка является реакцией на сложившуюся ситуацию в семье и существующие отношения. Одним из основных мотивов лжи является избегание наказания. Как правило, этот мотив преобладает у детей, родители которого считают строгость главным принципом воспитания. Будучи один раз строго наказанным, ребенок попытается в следующий раз избежать этого. А следующий раз обязательно наступит, потому что дети только начинают осваивать науку жизни и неизбежно совершают много ошибок.
У детей строгих родителей обычно присутствует еще один мотив лжи: ложь ради получения одобрения родителей. Не случайно говорят, что хвастливый «лгунишка» - это недохваленный ребенок. Если родители боятся перехвалить ребенка и чаще порицают его, ребенок начинает страдать от недостатка внимания или любви со стороны родителей. Так у него появляется повод приукрасить себя и свои результаты и выдать желаемое за действительное.
Подобная ситуация складывается в семьях, где родители удовлетворяют свои амбиции за счет ребенка. Их ожидания относительно успехов ребенка настолько велики, что ни один реальный ребенок не может им соответствовать. Даже если он старается, ему чаще указывают на его неудачи, потому что удачи рассматриваются как нечто само собой разумеющееся. Как строгим, так и амбициозным родителям следует почаще находить повод порадоваться успехам ребенка, демонстрируя ему свою любовь.
Некоторые мотивы лжи имеют социальные корни. В современном обществе высоко ценится конкуренция и стремление к первенству. Если в семье это также является ценностью, то дети достаточно рано начинают осознавать важность победы и стараются во всем быть лучшими. Именно это желание - быть удачливее и успешнее других - может явиться одной из причин детской лжи.
Иногда ложь может использоваться как инструмент для разрядки враждебности по отношению к взрослому человеку. В этом случае ребенок лжет, прекрасно зная, что его обман будет раскрыт и это вызовет раздражение взрослого. Но это и есть его основная цель - он стремится именно рассердить родителей и учителей, даже если ему за это придется понести наказание.
Ложь ребенка сигнализирует внимательному взрослому о тех проблемах, с которыми он сталкивается. Поскольку в каждом возрасте свои проблемы, можно выделить специфические особенности лжи на разных возрастных этапах.
Так, в жизни младшего школьника открывается новая большая сфера, в которой он также может экспериментировать с ложью и правдой, устанавливая отношения со сверстниками, - школа. Наиболее типичная ложь этого периода - имитация психосоматических симптомов, которая обнаруживается практически у всех детей этого возраста. Симптомы (боль в животе, головная боль, рвотный рефлекс, повышение температуры и т.д.) появляются в случае чрезмерных (с точки зрения ребенка) требований, формируются на неосознанном уровне, но могут привести к реальным заболеваниям, если родители будут неадекватно реагировать на них. Также в этом возрасте дети прибегают к помощи лжи, чтобы добыть то, чего иным способом получить не могут или не умеют (обычно это внимание и интерес окружающих).
Другой критический этап - подростковый возраст. Характерной особенностью этого возраста является стремление к независимости. Поэтому чем с большей назойливостью родители проявляют интерес к личной жизни своих детей, тем больше они вынуждают их лгать. Если родители хотят предотвратить ложь, то необходимо прямо заявить о своем праве на личную жизнь, и предоставить такое же право детям. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах.
Ложь подростка чаще отражает недоверие в семье. Но это не значит, что подростки не будут лгать, если с родителями сложились хорошие отношения. Иногда они настолько любят родителей и так боятся их огорчить, что сами загоняют себя в угол ложью. Как часто будет повторяться ложь, зависит от многих обстоятельств, в том числе и от страха сына или дочери потерять любовь и доверие горячо любимых родителей, а также от полного отсутствия стремления восстановить доверие. В любом случае, последствия лжи в этом возрасте более серьезны, чем в более ранний период жизни человека.
Иногда, столкнувшись с детской ложью, взрослые надеются, что все само как-нибудь устроится. Они не придают значения происшедшему, делая вид, что ничего из ряда вон выходящего не случилось. Однако именно от реакции родителей зависит, будет ли ложь случайным эпизодом жизни ребенка или станет устойчивой личностной чертой. Для ребенка одинаково вредны как родительская агрессия, так и родительское бездействие, особенно если вспомнить, что в большинстве случаев детская ложь - это сигнал тревоги.
Советы родителям
1. Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребенка защищаться любыми способами?
Поэтому основная рекомендация родителям может заключаться в том, что им следует предъявлять ребенку только разумные, тактичные, справедливые требования. Если ваши отношения с ребенком построены на взаимном доверии, если ребенок знает, что вы уважаете его право на личную жизнь и всегда готовы прийти ему на помощь, то он будет откровенен с вами. В непростой для себя ситуации ребенок обязательно обратится к вам, а не к сомнительной компании во дворе или первому встречному.
2. В своем поведении дети во многом ориентируются на поведение родителей. Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, не прибегайте к спасительной лжи, а обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения. Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора.
3. Если у вас есть подозрения, что ребенок вам соврал, или у вас есть все доказательства его лжи, то самое главное в этой ситуации не провоцировать ложь фразами типа «Я не стану тебя наказывать, если ты признаешься» или «Во сколько ты пришел?» (если вы уверены в том, что ваш ребенок задержался). Следует также воздержаться от выражений типа «Ты лжешь», «Ты должен говорить правду».
Известный детский психолог и психиатр Алан Фромм рекомендует сказать ребенку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать».
Наша задача - не расставлять детям ловушки, а дать им понять, что лгать родителям нет необходимости. Если вы узнали, что сын «завалил» контрольную по математике, не стоит спрашивать его: «Ну как прошла контрольная? Ах, хорошо? На этот раз ты меня не обманешь, я говорила с учительницей и знаю, что ты написал работу очень плохо». Вместо этого нужно прямо сказать ребенку: «Учительница сказала нам, что ты получил двойку за контрольную по математике. Мы волнуемся и думаем, как бы тебе помочь».
4. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, то сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к спокойному обсуждению случившегося. В редких случаях требуется ваша немедленная реакция, обычно разговор можно отложить на время, когда все эмоции улягутся. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать. Он почувствует себя еще менее уверенно и будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи.
5. Если в вашей семье существуют доверительные отношения и у ребенка нет повода лгать вам, необходимо подготовить его к тому, что он может встретиться с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым. Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.
Рано или поздно любой ребенок начинает использовать ложь, самое главное - чтобы она не стала для него единственным способом взаимодействия с окружающим миром
По материалам Интернет-сайтов
Данная статья взята с сайта ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
Комментариев нет:
Отправить комментарий