3нание бывает двух видов.
Мы сами знаем предмет –
или же знаем,
где найти о нем сведения.
Бенджамин Франклин

вторник, 2 ноября 2010 г.

Невнимательность ребёнка

Многие часто жалуются на рассеянность: "Не обратил внимания", "Отключился и не слышал". Большинство людей относятся к своей невнимательности и рассеянности достаточно снисходительно, не придавая этому серьезного значения.
Но в работе вам бывает известна высокая "цена" такой рассеянности. "Пробежал глазами" - и вот вынужден второй раз перечитывать домашнее задание, снова затрачивать время. А если пропустил важное место в учебнике или объяснение учителем, например, сложной теоремы, то это зачастую значительно усложняет жизнь. Рассеянность можно разделить на подлинную и мнимую. В их основе лежит неравномерность развития отдельных свойств внимания. Дело в том, что различные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Внимание, хорошее в одном отношении, может иметь целый ряд недостатков в другом. Подлинную рассеянность характеризует большая переключаемость и низкая устойчивость внимания.
Мнимую рассеянность иногда называют "профессорской". Внешне она может быть похожа на первый вид: человек не сразу отвечает на поставленный вопрос, он его пропускает "мимо ушей", не обращает внимания на людей, на то, что происходит вокруг. Однако внутренние механизмы ее совершенно иные, чем в первом случае. Если подлинная рассеянность — это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключае-мостью на другие предметы, мысли, чувства.
Наличие двух противоположных видов рассеянности доказывает, что за внешне похожими проявлениями в поведении человека могут скрываться совершенно различные психологические факторы.
Иногда бывает трудно определить, за счет какого именно свойства внимания достигаются успехи в учебе. Когда о вашем, товарище говорят как о внимательном человеке, то имеют в виду не отдельные свойства, а целостную характеристику его личности.
Если ваш ребенок или ученик постоянно “витает в облаках”, лучше всего обратиться к психологу. Однако первичную диагностику можно провести самостоятельно с помощью несложного теста.
Итак, ваш ребенок:
  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание на протяжении всей игры или при выполнении длительного задания.
  3. Часто кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
  4. Не может придерживаться предлагаемых для выполнения задания инструкций, хотя понимает их.
  5. Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
  6. Обычно избегает выполнять задания, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
  7. Часто теряет необходимые вещи.
  8. Легко отвлекается на посторонние объекты.
  9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
 Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (не менее полугода) в школе, дома, вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, значит ребенку нужна срочная психологическая помощь.

Имейте в виду, что внимательность можно развивать точно так же, как память или силу. Лучше всего это делать в игровой форме. Необходимо отметить, что занятия физической культурой или спортом в любом случае будут полезными, но, вместе с тем, известны игры, особенно эффективные при направленном развитии внимания.
«Будь внимателен». Ребенок выполняет гимнастические упражнения по словесной команде, например, по команде «Зайчики!» - прыжки на месте; «Птицы» - махи руками; «Лягушки» - присесть и скакать вприсядку” и т.д. Команды должны быть разнообразными и подаваться вперемешку с различными интервалами.
«Волшебное слово». Ребенок повторяет за ведущим упражнения, но только в том случае, если тот говорит: «Пожалуйста!».
«Где что было». Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. Необходимо указать, что изменилось. Начинать следует с не большего количества предметов, постепенно его увеличивая.
«Подхвати палку». Играющие, рассчитавшись по номерам, стоят в кругу (или сидят за столом). Ведущий придерживает пальцем гимнастическую палку (или карандаш). Внезапно он называет один из номеров и одновременно отпускает палку. Вызванный должен подхватить ее, пока она не упала. Поймавший становится ведущим.
Игры можно придумать самим или вспомнить из собственного детства (например, «Съедобное-несъедобное», «Колечко, выйди на крылечко» и т.д.). Игра вообще является достаточно универсальным рецептом, она не только развивает психические и физические качества ребенка, но и способствует улучшению детско-родительских отношений.
 Психогигиена внимания

Способность к поддержанию активного внимания связана и с состоянием нервной системы человека. Поэтому третью причину невнимательности мы обозначим как нарушение психогигиены внимания. Здесь речь пойдет о его психофизиологических основах.

Физиологической основой внимания является повышение уровня возбуждения в определенных участках головного мозга — возникновение так называемой доминанты. Как утверждают специалисты, наличие очага оптимальной возбудимости обеспечивает наилучшее при данных условиях отражение того, что воздействует на мозг. Тем самым определяется существенная

роль внимания в познавательных процессах. Человек, с детства привыкший работать в идеальных, "тепличных" звуковых условиях, не сможет некоторое время полноценно заниматься в зале публичной библиотеки: его постоянно будут отвлекать проходящие мимо люди, их тихий шепот и т.п. И напротив, после большой комнаты, где находилось в группе продленного дня еще много других ребят, заниматься в "тепличных" условиях вам будет мешать тишина.

А если в комнате, где вы занимаетесь, звучит тихая музыка, то работается лучше или труднее? Большинству людей тихая музыка помогает сосредоточить внимание.

Интересно отметить, что эта закономерность широко использовалась в Древней Греции, в философской школе Аристотеля, получившей название "перипатетиков", или "прогуливающихся", поскольку обучение там происходило во время прогулок. Основатели этой школы полагали, что физическая активность отражается на сосредоточенности внимания, на интеллектуальной деятельности. Когда "тело разогрето прогулкой", то и "мысль становится живее".

Сопутствующие привычные движения, не требующие к себе пристального внимания и большого напряжения сил, положительно влияют на работоспособность, на сосредоточенность внимания. И.П. Павлов писал, что для деятельного состояния коры больших полушарий необходима минимальная сумма раздражений. Вот почему трудно длительно сохранять сосредоточенность внимания в полной тишине, в пассивном, бездеятельном положении тела. Вниманию не хватает "подкрепляющих" впечатлений.

Еще раз подчеркнем, что сопутствующие, параллельные движения должны быть автоматическими, а звуковые впечатления не должны привлекать внимания своим содержанием.

Как управлять своим вниманием

Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической деятельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда не теряет своей актуальности.

Следует сказать несколько слов о взаимообусловленности и взаимосвязи овладения управлением внимания других людей с управлением собственным вниманием. Психолог Л.С. Выготский в свое время выдвинул и обосновал положение, что управление собой более сложно, чем управление другими людьми. Поэтому переход от управления другими к управлению самим собой, от подчинения к самоуправлению представляет собой более высокую ступень личностного развития.

В организации внимания велика роль тренировки. Прежде чем перейти к рассмотрению упражнения по тренировке внимания, необходимо подчеркнуть одно важное обстоятельство. Внимание относится к числу параметров психической деятельности, которые труднее всего поддаются тренировке.

Помните, три месяца — это минимальный срок, в течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, вы заметите некоторые сдвиги в своем внимании. Вместе с тем вы должны помнить, что, совершенствуя свое внимание, обучаясь управлять им, вы решаете комплексную задачу повышения производительности многих форм умственной и физической деятельности.
Полезные ссылки по данной теме:
Тренировка внимания
Задания по тренировке внимания

Источники информации здесь и здесь .

Комментариев нет:

Отправить комментарий