3нание бывает двух видов.
Мы сами знаем предмет –
или же знаем,
где найти о нем сведения.
Бенджамин Франклин

пятница, 16 апреля 2010 г.

Учимся пересказывать

Пересказ - письменное или устное изложение какого-нибудь текста. Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы).
При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы, включать в рассказ  отдельные слова и предложения.Помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок легко научился пересказывать, не заставляйте его зубрить и повторять плохо осмысленные тексты, попробуйте начать с коротких рассказов ( Очень хорошо подходят лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.) Каждое отдельное произведение обязательно должно учить ребенка, развивать в нем черты личности. Подбираются  тексты для детей такие, чтобы ребенок во время рассказа смог отразить свое мнение по поводу отдельных персонажей. Персонажи в рассказах должны быть хорошо знакомы детям, у них должны быть ярко выраженные черты характера, и действия персонажей должны быть понятны ребенку.Пересказ представляет собой творческий процесс. Особенность пересказа заключается в его повествования, в котором передается не только сюжет и замысел, но и сохраняется стиль произведения.
Текст народной сказки должен быть неторопливым.В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее
полно раскрыть их характеры. В волшебной сказке романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Концовка сказки- свидетельство завершения повествования. Интонация концовки -непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.
 И в школе пересказ не вызовет  больших трудностей, а речь станет яркой и грамотной.
В процессе подготовки к пересказу хорошо составить план рассказа, он может быть и картинным для большей налядности. Если у ребенка сразу возникают  трудности пересказа, попробуйте использовать образец : "Сначала послушай, что я запомнил, а потом ты будешь рассказывать". Удачи!
 
Использованы источники с сайта Логопед.ру

Комментариев нет:

Отправить комментарий